AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Если Вам необходимо еще увеличить шрифт, нажмите клавиши CTRL +

Элистинская классическая гимназия


 Анкета  "ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ"

Итоги форума учителей русского языка и литературы Республики Калмыкия

Итоги форума учителей русского языка и литературы Республики Калмыкия 8 Ноября 2012
6 ноября 2012 года состоялся республиканский форум учителей русского языка и литературы по инициативе ректора Калмгосуниверситета, к.п.н. Салаева Б.К. при поддержке и активном участии Министерства образования, науки и культуры и КРИПКРО.
Цель проведения форума - обсуждение перспектив развития и состояния дел филологического образования в контексте основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
На форум прибыло 270 делегатов из 14 районов Калмыкии. В его работе приняли участие учителя, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, представители академической русистики, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы, сотрудники органов управления образованием и руководители образовательных учреждений.
Гостями форума стали Потемкина Татьяна Валерьевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития Института управления образования РАО, Комарова Анастасия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии №56 г. Санкт-Петербург, лауреат премии ПНПО, Учитель года России-2007, Парамонов Григорий Валентинович, доцент Ярославского педуниверсита.
Республиканский форум открыла ректор КРИПКРО Мунчинова Л.Д., к.п.н. Лилия Демьяновна Мунчинова обосновала актуальность проведения данного форума. «Данный форум очень актуален. Я думаю, - сказала ректор КРИПКРО,- мы проведем серию таких форумов. Но начинаем мы с Вас, учителей русского языка и литературы. Русский язык и литература – это те предметы, которые в полной мере можно назвать человековедческими. Именно эти предметы воздействуют на ум, сердце и душу растущего человека. Эти предметы формируют ценностные основания личности, нравственные установки. Русский язык – это высочайшая жизненная ценность. Русский язык и литература – это мировая сокровищница, это цементирующая основа государства и науки, определяющая нравственное здоровье народа».
С докладом «Повышение качества филологического обучения как составная часть модернизации образования», выступила Кавкишева Ирина Дмитриевна, зам министра образования, науки и культуры РК. Кавкишева И.Д. сказала о важности проведения данного форума, что проведение форума обусловлено наличием следующих насущных вопросов для обсуждения. Большое внимание уделяется отдельным методикам и приемам в обучении, технологическим аспектам, внеклассной работе и проектной деятельности, активизирующей творческий потенциал обучаемых. Одним из наиболее ожидаемых является внимание к кругу неизбежных вопросов современного характера – вопросов технической, информационной и дидактической поддержки учебного процесса по русскому языку и литературе. Повышение квалификации учителей. Это задача, которая, по сути, стоит перед всеми участниками образовательного процесса. Прежде всего, предлагается по-новому осмыслить деятельность по преподаванию филологических предметов в свете современных инновационных технологий и, что очень актуально, сам учебный процесс как таковой, его философию и практику. Тезисы названной сферы представляют разнообразие коллективных и индивидуальных форм повышения квалификации, таких, как курсы и семинары различного уровня, практические конференции в прямом режиме и в режиме онлайн, создание интернет-сообществ и участие в их работе, исследовательская, проектная методическая деятельность квалификационного характера.
О взаимодействии Калмыцкого государственного университета и образовательных учреждений в подготовке конкурентноспособных выпускников рассказал Салаев Бадма Катинович, ректор Калмгосуниверситета, к.п.н.
С докладом «Государственная политика в области языкового образования школьников» выступила Потемкина Татьяна Валерьевна канд.пед.наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития руководителей образования ФГНУ «Институт управления образованием» РАО. Татьяна Валерьевна говорила в своем выступлении, о том, что актуальность реформ в области школьного образования непосредственно продиктована социально-экономическими преобразованиями, происходящими как непосредственно в нашей стране, так и во всем мире. Это связано с тем, что качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Среди приоритетов современной российской политики можно выделить те, которые имеют значение не только для развития нашего государства, но и являются ключевыми при выстраивании отношений с другими странами.
С докладом по теме «Роль ЛСМ в реализации новых образовательных стандартов» выступил Г.В. Парамонов, кандидат философских наук, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. «Беда современной массовой школы состоит в том, что в стремлении к унификации, погоне за единообразием в обучении и воспитании организаторы образовательной деятельности, учителя забывают о многомерности, поликультурности мира и языка. Педагоги редко учитывают, что по отношению к их планам ученики, реализующие разные социокультурные доминанты языка и сознания, могут находиться, по крайней мере, в трех позициях: 1) опережения, 2) отвечающей стандартной динамике обучения и воспитания, 3) отставания. К чему приводит неоправданная унификация образования, хорошо видно на примере жизни российских сельских школ. С одной стороны, здесь все еще пытаются «стереть грань» между городом и деревней. С другой – по-городскому воспитанные и обученные выпускники не умеют и не хотят жить в деревне, уезжают в города, а их дети и внуки становятся совсем настоящими горожанами. Сокращение числа обучающихся мало отражается на формах деятельности сельских педагогов. Применение новых форм образовательной деятельности требует новых форм входной диагностики и мониторинга в процессе обучения. Так, для подготовки индивидуальных учебных планов (ИУП), разработки индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов (ИОТ/ИОМ) требуется определить социокультурные типы языковых компетенций обучающихся (выполнить лингвосоциометрию – ЛСМ), то есть понять, какой формой языка пользуются дети, какая форма культуры является для них доминантной. По итогам ЛСМ-мониторинга возможна коррекция учебного процесса (составов групп / потоков / вертикалей, ИОП / ИОТ/ ИОМ, форм образовательных взаимодействий и др.). Так выявляются реальные возможности школьников, и в первую очередь они осваивают то, что им по-настоящему доступно. Важно, чтобы динамика работы соответствовала специфике культурной парадигмы ребенка. Как показывает опыт, даже носитель родовых языка и культуры (активного строя языка) при таком подходе способен отработать объемы учебной информации, достаточные для успешной итоговой аттестации за курсы девяти- и одиннадцатилетки. Школьники, пользующиеся как родными номинативным строем или мультистроем языка, могут учиться в три-четыре раза быстрее, чем обычно, причем не только на уроках русского языка – и даже в начальных классах».
С докладом «Литература. Учение с увлечением» выступила Комарова Анастасия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии №56 г. Санкт-Петербург, лауреат премии ПНПО, Учитель года 2007. Использование компьютерных и игровых технологий, а также вся внеурочная деятельность (литературные вечера, викторины и конкурсы, олимпиады и предметные недели, факультативы, написание сочинений, рефератов, докладов, исследования) активно способствуют, считает Анастасия Владимировна,- развитию интереса к предмету, эффективно формируют у учащихся положительное отношение к учебе, пробуждают стремление к творчеству, жажду познания, чувство сопереживания, сотрудничества.
На заседаниях 2 секций с докладами и сообщениями выступило 15 человек. Участники форума в своих докладах и выступлениях на секциях, как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе. В то же время было отмечено, что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического образования в школе вызывают тревогу и озабоченность педагогического сообщества. Прежде всего, речь идет о судьбе учебных дисциплин “Русский язык” и “Литература”, которые в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утратили свою самостоятельность, что не может не сказаться на качестве филологического общего образования школьников. Участники съезда выразили серьезную обеспокоенность тем, что в современной школе в условиях реформирования гуманитарного образования исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих перед учителем-словесником: литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни. Выражая озабоченность, снижением уровня подготовки современных выпускников по русскому языку и литературе, делегаты констатировали, что это может препятствовать их социализации, способствовать размыванию границ культурной идентичности и утрате целостности национального сознания, создаст опасность интеллектуальной, духовной и творческой деградации молодого поколения.
Республиканский форум учителей русского языка и литературы проходит в исторический период, который без преувеличения можно назвать эпохой становления новой концепции школьного преподавания в условиях современной парадигмы российского образования, выдвинувшей перед филологическим сообществом страны соответствующие вызовы и поставившей непростые задачи. Повышение квалификации учителей. Это задача, которая, по сути, стоит перед всеми участниками образовательного процесса. Прежде всего, предлагается по-новому осмыслить деятельность по преподаванию филологических предметов в свете современных инновационных технологий и, что очень актуально, сам учебный процесс как таковой, его философию и практику. Тезисы названной сферы представляют разнообразие коллективных и индивидуальных форм повышения квалификации, таких, как курсы и семинары различного уровня, практические конференции в режиме онлайн, создание интернет-сообществ и участие в их работе.
По итогам форума участниками конференции была единогласно принята резолюция.

Возврат к списку